Тот, кто сложнее


5 марта стукнули канонические 33 года Шухрату «Шуме» Шагиахметову. И поскольку этот человек имеет непосредственное отношение как к кино (он казахстанский актер), так и к автору данного блога (в жизни они друзья), «Кино-в-себе», снова проявляя склонность к фиксации разного рода памятных дат и акценту на всяческих параллелях, не может не уделить внимание этому событию. Хрестоматийно «пользуясь случаем» и прибегая к предоставленной тут свободе самовыражения, поздравляю Ш. Ш. с днем рождения, желая ему крепкого здоровья, творческой энергии, убедительной актерской формы и скорейшего обвала на его замечательную голову массы хороших и разных ролей в большом кино

Шума в каком-то роде может считаться одним из типовых олицетворений нашей кинематографии, и вот почему. Талантливый человек,  поэт, артист и лицедей по призванию, Шума все прошлые годы был заложником ситуации, в которой оказался весь казахстанский кинематограф – в том смысле, что реализация имеющегося потенциала была сильно ограничена прозаическими обстоятельствами. Убогое состояние нашего кинопроизводства – все знают, что до самого последнего времени ежегодное число фильмов, выпускаемых в Казахстане, можно было буквально перечесть по пальцам, как правило, одной руки – не давало парню много шансов проявить себя. Кроме того, главный герой сегодняшнего поста из-за яркости и фактурности своего типажа столкнулся с той же самой проблемой, от которой страдали многие серьезные актеры (такие, как Алексей Смирнов или Савелий Крамаров – позволю себе сравнение с этими глыбами [1]) с упорством, достойным лучшего применения, эксплуатируемые режиссерами в каком-либо однобоком амплуа. Оттого и вышло, что фильмография актера Шагиахметова довольно скудна, и раскрыться во всей красе ему пока не удалось. Но и те несколько работ, которые значатся сегодня на его счету, сплошь знаковые для кино Казахстана картины, характеризуют его как неординарного киногероя.
Он исполнил эпизодическую роль джунгарского воина в историческом полотне «Кочевник» (2005) – первом и, увы, по причине махровой дезорганизации провальном (спасибо Сергею Бодрову за спасение проекта от окончательного позора) национальном блокбастере. И тут надо добавить еще одно «увы», поскольку в увидевшей свет куцей версии фильма совсем нет Шухрата, бородатого и рельефного. Сцены с его участием туда не вошли, как и еще целая куча отснятого материала.
Другая картина Шумы так и не выходила в нормальный прокат, мелькнув лишь на кинофестивале «Евразия» в Алматы в 2007-м. Это сделанная Серикболом Утепбергеновым криминальная комедия о буднях цыганских и казахских мафиози (его дебют в полном метре), поменявшая несколько рабочих названий. Фигурировали заглавия от банального «Волкодав» до конгениального «Конь над городом», а окончательным вариантом утвердили название «Умараса».  Шума в этом фильме предстает во второстепенном, но эффектном образе бандита с обрезом. Для него, думается, это могло бы стать чем-то вроде прорыва, особенно если учесть, что, помимо своей роли, он вдобавок озвучил героя звездного Фархата Абдраимова.
И был еще, наконец, «Рэкетир» Ахана Сатаева (2007), фильм для становления казахстанского киномейнстрима, на мой взгляд, невероятно важный. Достанься ему побольше экранного времени, опять же, и вот она
слава. А так всего лишь – эпизод, в котором откровенно криминального толка тип в исполнении Шумы произносит нехитрую фразу и тут же еще более нехитро получает от протагониста в морду лица. В другие свои фильмы Сатаев, наиболее успешный отечественный режиссер последнего времени, Шагиахметова не звал, ограничившись таким вот «кушать подано».
Вот, собственно, пока и все. Шума, в актерском арсенале которого есть что-то от Талгата Нигматулина и Спартака Мишулина одновременно и который мог бы не только сниматься, но и подарить свой голос еще множеству персонажей (например, героям любимого им анимационного кино), в свои 33 не является раскрученным лицом отечественного экрана. Но этот экран и сам-то до сих пор сильно нуждается в том, чтобы его раскручивали. Так что все еще впереди. Все только-только начинается.

Примечание.
1. Сравнение выглядит маргинальным лишь на первый взгляд. Шуму, как и названных виртуозов актерского цеха, отличает некое обширное драматическое внутреннее измерение, но большинству видна только колоритная гротескная маска его типажности. Кроме того, наличие ценных человеческих качеств и эрудиции похожим образом помогают ему быть незаурядной личностью.

Фото: 1) Шухрат Шагиахметов (слева) в фильме «Умараса»; 2) Шухрат Шагиахметов (второй слева) в фильме «Рэкетир»;
3) Шухрат Шагиахметов (снизу) в г. Иссык

Блогпост №9 - 06/03/10

Комментариев нет:

Отправить комментарий