Глядя на все предыдущее содержание «Кино-в-себе», можно вообразить, что блогера интересует сплошь кино высоких материй – артхаусные продукты, авторская рефлексия, шедевры киноискусства, «кино не для всех» и т. п. Это, мягко говоря, не так. Блог держится на идее ценности киногении как таковой и источником ее видит самые разнообразные фильмы. Автор проекта исходит из неоспоримости тезиса, что кинематограф зародился в балагане, то бишь как разновидность коммерческой увеселительно-развлекательной культуры и, по сути, практически и не выходил оттуда. Обоснованность своих арт-претензий в ходе истории кино подтверждало, по большому счету, лишь эпизодически и благодаря художникам с большой буквы, титанам духа, каковые насчитываются вовсе даже не десятками. Кино по природе своей призвано дарить (а если точнее – продавать) аудитории чистую эмоцию. В этом своем призвании мейнстрим, плохо ли, хорошо ли он сделан, стремится быть честным со зрителем, что далеко не всегда можно сказать о так называемом артхаусе. Презираемое отдельными рафинированными личностями из околокиношной и зрительской среды жанровое кино составляет что-то около 95 процентов всей созданной когда-либо кинопродукции – цифры более чем красноречивые. И, устраняя некоторую невольно сформировавшуюся зацикленность на внемейнстримовом контенте и определяя предмет следующей записи из серии «Кинотеатр «Юбилейный», блог останавливается на внешне сугубо коммерческом американском фильме, который отмечает нынче круглую четвертьвековую дату. В общем, пару слов о замечательном научно-фантастическом гротеске Роберта Земекиса «Назад в будущее»
После Брэдбери любому сюжету о путешествиях во времени полагается обязательно содержать какой-нибудь парадокс, вызываемый намеренным или ненамеренным – неважно – изменением хода истории. Согласно этой аксиоме, Роберт Земекис и Боб Гейл дали своему сценарию красноречивое название «Назад в будущее» и вложили в него ряд вещей, от которых при попытке задуматься прямо-таки сносит крышу. Обыкновенный американский тинейджер попадает из 1985 года в 1955, где встречает своих родителей, но не просто встречает, а едва не устраивает раскардаш пространственно-временного континуума. Невольно вторгнувшись в их взаимоотношения на самой ранней стадии, он ставит под угрозу само собственное существование (обморочный ход, обкатанный чуть ранее Джеймсом Камероном в эпохальном «Терминаторе») и вынужден восстанавливать цепь событий, приводящую в конечном счете к его рождению. Для этого ему необходимо убедить свою в тот момент еще будущую мать, которая внезапно оказывается страстно им увлечена (весьма рискованные эдиповые и инцестуальные мотивы), обратить внимание на парня-раздолбая, которому полагается стать его отцом. Параллельно главному герою приходится решать технически сложнейшую задачу возвращения обратно в 1985-й на задействованной машине времени. Проблемы – серьезнейшие, напряжение – высочайшее, но это не психоделический триллер, хотя саспенс тут тоже будь здоров. Удивительно, но из этой истории была сделана веселая, динамичная, поучительная семейная кинокартина с кучей превосходных находок. Изобретательность и отточенность, с которыми она сделана, превратили ее в один из ключевых фильмов 80-х.
Именно в «Назад в будущее», как мне кажется, наиболее ярко сконцентрирована суть «эмблиновской» парадигмы голливудского кино, господствовавшей в американском кино конца прошлого века. В соответствии с этой парадигмой создавалась продукция для самой широкой аудитории, зрелищная (с непременными спецэффектами конторы Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic), крепкая, в меру дидактичная и продвигающая традиционные ценности. Главным творцом этой модели, зародившейся в 70-е в ходе поиска новых форм на стыке переосмысленных достижений европейского авторского кино и новых визуальных технологий, был собственно основатель Amblin Entertainment Стивен Спилберг. И хотя многие важные ниточки от того уже немного старомодного постмодернистского Голливуда к нынешней технократичной фабрике грез тянутся от его «Челюстей», «Инопланетянина», «Индианы Джонса», ярче, концентрированнее и изящнее эмблиновская идеология проявилась в фильме Земекиса, одного из сподвижников и друзей Спилберга. «Назад в будущее» (который Спилберг спродюсировал со своими постоянными партнерами той поры Фрэнком Маршаллом и Кэтлин Кеннеди) содержит все, заключенное в данной матрице: гармоничная жанровая комбинация внутри сюжета, энергичная и увлекательная подача истории, реализм изображения фантастического в ней, судьбоносная активность героев, позитивная семейная направленность (одной из главных тем такого кино всегда была конструкция «семья в опасности» – как раз та ситуация, которая в «Назад в будущее» и затмевает научные страсти по путешествиям во времени), продуманность гэгов и диалогов, полных остроумных отсылок.
Для меня такие фильмы всегда существуют, помимо прочего, в контексте их первоначального восприятия, являясь приятными и волнующими флэшбэками из детства-юности. Обаятельный школьник Марти Макфлай и обладатель безумного взгляда фанатика от науки доктор Эммет Браун всегда будут в числе самых эмблематичных персонажей той поры (это были роли всей жизни для Майкла Дж. Фокса и Кристофера Ллойда, главная удача в их актерских карьерах), герои, за похождениями которых я следил, затаив, где надо, дыхание, и смеясь тоже где надо (сценарий работал как часы), а предваряющий фильм таинственный музыкальный перелив (звуковая дорожка Алана Сильвестри тоже попадала в точку) с магической надписью белым по черному «Стивен Спилберг представляет» был словно соблазнительное приглашение в романтический, полный удивительных приключений мир.
Право же, не полюбить эту историю было невозможно. Горячо поддержанный зрителем (сборы составили $105 млн. при бюджете в 11 млн.), Земекис выпустил не менее профессиональные вторую и третью части, которые имели столь же громкий успех. Это тоже классные работы, и их тоже еще коснусь. Вместо заключения же, особо не парясь, привожу несколько цитат из диалогов фильма.
Право же, не полюбить эту историю было невозможно. Горячо поддержанный зрителем (сборы составили $105 млн. при бюджете в 11 млн.), Земекис выпустил не менее профессиональные вторую и третью части, которые имели столь же громкий успех. Это тоже классные работы, и их тоже еще коснусь. Вместо заключения же, особо не парясь, привожу несколько цитат из диалогов фильма.
Марти Макфлай. Боже мой, док! Вы дезинтегрировали Эйнштейна!
Эммет Браун. Не волнуйся, ничего я не дезинтегрировал. Молекулярная структура Эйнштейна и машины в полной сохранности.
Марти Макфлай. Но где же, черт возьми, они?
Эммет Браун. Вернее было бы спросить «когда, черт возьми, они?» Эйнштейн стал первым путешественником во времени! Я отправил его в будущее!
Эммет Браун. Который из них твой отец?
Марти Макфлай (показывает на Джорджа Макфлая, над которым издеваются приятели). Вон тот.
Эммет Браун. Слушай, а может быть, тебя усыновили?
Голди Уилсон. Я буду мэром! Я стану самым влиятельным человеком в Хилл-Вэлли! И я очищу этот город.
Лу (бросая Голди швабру). Хорошо. Можешь пока начать с этого пола.
Эммет Браун (скептически реагируя на объяснения Марти). Тогда скажи мне, мальчик из будущего, кто президент Соединенных Штатов в 1985 году?
Марти Макфлай. Рональд Рейган.
Эммет Браун. Рональд Рейган? Актер?! А кто тогда вице-президент? Джерри Льюис?
Выбегает из помещения.
Эммет Браун. Полагаю, Джин Уаймен - первая леди!
Эммет Браун. Не волнуйся, ничего я не дезинтегрировал. Молекулярная структура Эйнштейна и машины в полной сохранности.
Марти Макфлай. Но где же, черт возьми, они?
Эммет Браун. Вернее было бы спросить «когда, черт возьми, они?» Эйнштейн стал первым путешественником во времени! Я отправил его в будущее!
Эммет Браун. Который из них твой отец?
Марти Макфлай (показывает на Джорджа Макфлая, над которым издеваются приятели). Вон тот.
Эммет Браун. Слушай, а может быть, тебя усыновили?
Голди Уилсон. Я буду мэром! Я стану самым влиятельным человеком в Хилл-Вэлли! И я очищу этот город.
Лу (бросая Голди швабру). Хорошо. Можешь пока начать с этого пола.
Эммет Браун (скептически реагируя на объяснения Марти). Тогда скажи мне, мальчик из будущего, кто президент Соединенных Штатов в 1985 году?
Марти Макфлай. Рональд Рейган.
Эммет Браун. Рональд Рейган? Актер?! А кто тогда вице-президент? Джерри Льюис?
Эммет Браун. Полагаю, Джин Уаймен - первая леди!
Марти Макфлай. Эй! Подождите док!
Эммет Браун. А Джек Бенни - Секретарь Казначейства!
Марвин Берри (кричит в телефон за кулисами, когда Марти исполняет на сцене Johnny B. Good). Чак! Чак! Это Марвин, твой кузен Марвин Берри. Ты искал новое звучание? Послушай это!
Протягивает трубку в сторону сцены.
Марти Макфлай. Минутку, док, вы хотите сказать, что моя мать втюрилась в меня?
Эммет Браун. Именно.
Марти Макфлай (в ужасе). Ох, ну вот это клево!..
Эммет Браун. Опять это слово - «клево». У вас там что, в будущем, все рыболовы, что ли?
(вариант Андрея Гаврилова, в оригинале: ''Whoa, this is heavy'' -''There's that word again; heavy. Why are things so heavy in the future? Is there a problem with the earth's gravitational pull?'')
Марти Макфлай. Почему ты меня все время называешь Келвином?
Марвин Берри (кричит в телефон за кулисами, когда Марти исполняет на сцене Johnny B. Good). Чак! Чак! Это Марвин, твой кузен Марвин Берри. Ты искал новое звучание? Послушай это!
Протягивает трубку в сторону сцены.
Марти Макфлай. Минутку, док, вы хотите сказать, что моя мать втюрилась в меня?
Эммет Браун. Именно.
Марти Макфлай (в ужасе). Ох, ну вот это клево!..
Эммет Браун. Опять это слово - «клево». У вас там что, в будущем, все рыболовы, что ли?
(вариант Андрея Гаврилова, в оригинале: ''Whoa, this is heavy'' -''There's that word again; heavy. Why are things so heavy in the future? Is there a problem with the earth's gravitational pull?'')
Марти Макфлай. Почему ты меня все время называешь Келвином?
Лорейн Бейтс. Ну, это же твое имя - Келвин Клайн? Оно у тебя везде на нижнем белье написано.
Марти Макфлай. Нам нужно немного плутония.
Марти Макфлай. Нам нужно немного плутония.
Эммет Браун. Наверняка в 1985 году плутоний можно купить в любом магазине за углом, но в 1955 его достать несколько трудно.
«НАЗАД В БУДУЩЕЕ» (Back to the Future)
Режиссер Роберт Земекис
Авторы сценария Роберт Земекис, Боб Гейл
Оператор Дин Канди
Композитор Алан Сильвестри
Художник Лоуренс G. Полл
В ролях: Майкл J. Фокс, Кристофер Ллойд, Криспин Гловер, Лиа Томпсон, Томас F. Уилсон
Universal Pictures, Amblin Entertainment
Режиссер Роберт Земекис
Авторы сценария Роберт Земекис, Боб Гейл
Оператор Дин Канди
Композитор Алан Сильвестри
Художник Лоуренс G. Полл
В ролях: Майкл J. Фокс, Кристофер Ллойд, Криспин Гловер, Лиа Томпсон, Томас F. Уилсон
Universal Pictures, Amblin Entertainment
США, 1985
Фото: «Назад в будущее», кадры
Блогпост № 17 - 22/05/10
Комментариев нет:
Отправить комментарий