Не грянул гром


Глядя на все предыдущее содержание «Кино-в-себе», можно  вообразить, что блогера интересует сплошь кино высоких материй – артхаусные продукты, авторская рефлексия, шедевры киноискусства, «кино не для всех» и т. п. Это, мягко говоря, не так. Блог держится на идее ценности киногении как таковой и источником ее видит самые разнообразные фильмы. Автор проекта исходит из неоспоримости тезиса, что кинематограф зародился в балагане, то бишь как разновидность коммерческой увеселительно-развлекательной культуры и, по сути, практически и не выходил оттуда. Обоснованность своих арт-претензий в ходе истории кино подтверждало, по большому счету, лишь эпизодически и благодаря художникам с большой буквы, титанам духа, каковые насчитываются вовсе даже не десятками. Кино по природе своей призвано дарить (а если точнее – продавать) аудитории чистую эмоцию. В этом своем призвании мейнстрим, плохо ли, хорошо ли он сделан, стремится быть честным со зрителем, что далеко не всегда можно сказать о так называемом артхаусе. Презираемое отдельными рафинированными личностями из околокиношной и зрительской среды жанровое кино составляет что-то около 95 процентов всей созданной когда-либо кинопродукции – цифры более чем красноречивые. И, устраняя некоторую невольно сформировавшуюся зацикленность на внемейнстримовом контенте и определяя предмет следующей записи из серии «Кинотеатр «Юбилейный», блог останавливается на внешне сугубо коммерческом американском фильме, который отмечает нынче круглую четвертьвековую дату. В общем, пару слов о замечательном научно-фантастическом гротеске Роберта Земекиса «Назад в будущее»

После Брэдбери любому сюжету о путешествиях во времени полагается обязательно содержать какой-нибудь парадокс, вызываемый намеренным или ненамеренным – неважно – изменением хода истории. Согласно этой аксиоме, Роберт Земекис и Боб Гейл дали своему сценарию красноречивое название «Назад в будущее» и вложили в него ряд вещей, от которых при попытке задуматься прямо-таки сносит крышу. Обыкновенный американский тинейджер попадает из 1985 года в 1955, где встречает своих родителей, но не просто встречает, а едва не устраивает раскардаш пространственно-временного континуума. Невольно вторгнувшись в их взаимоотношения на самой ранней стадии, он ставит под угрозу само собственное существование (обморочный ход, обкатанный чуть ранее Джеймсом Камероном в эпохальном «Терминаторе») и вынужден восстанавливать цепь событий, приводящую в конечном счете к его рождению. Для этого ему необходимо убедить свою в тот момент еще будущую мать, которая внезапно оказывается страстно им увлечена (весьма рискованные эдиповые и инцестуальные мотивы), обратить внимание на парня-раздолбая, которому полагается стать его отцом. Параллельно главному герою приходится решать технически сложнейшую задачу возвращения обратно в 1985-й на задействованной машине времени. Проблемы – серьезнейшие, напряжение – высочайшее, но это не психоделический триллер, хотя саспенс тут тоже будь здоров. Удивительно, но из этой истории была сделана веселая, динамичная, поучительная семейная кинокартина с кучей превосходных находок. Изобретательность и отточенность, с которыми она сделана, превратили ее в один из ключевых фильмов 80-х.
Именно в «Назад в будущее», как мне кажется, наиболее ярко сконцентрирована суть «эмблиновской» парадигмы голливудского кино, господствовавшей в американском кино конца прошлого века. В соответствии с этой парадигмой создавалась продукция для самой широкой аудитории, зрелищная (с непременными спецэффектами конторы Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic), крепкая, в меру дидактичная и продвигающая традиционные ценности. Главным творцом этой модели, зародившейся в 70-е в ходе поиска новых форм на стыке переосмысленных достижений европейского авторского кино и новых визуальных технологий, был собственно основатель Amblin Entertainment Стивен Спилберг. И хотя многие важные ниточки от того уже немного старомодного постмодернистского Голливуда к нынешней технократичной фабрике грез тянутся от его «Челюстей», «Инопланетянина», «Индианы Джонса», ярче, концентрированнее и изящнее эмблиновская идеология проявилась в фильме Земекиса, одного из сподвижников и друзей Спилберга. «Назад в будущее» (который Спилберг спродюсировал со своими постоянными партнерами той поры Фрэнком Маршаллом и Кэтлин Кеннеди) содержит все, заключенное в данной матрице: гармоничная жанровая комбинация внутри сюжета, энергичная и увлекательная подача истории, реализм изображения фантастического в ней, судьбоносная активность героев, позитивная семейная направленность (одной из главных тем такого кино всегда была конструкция «семья в опасности» – как раз та ситуация, которая в «Назад в будущее» и затмевает научные страсти по путешествиям во времени), продуманность гэгов и диалогов, полных остроумных отсылок.
Для меня такие фильмы всегда существуют, помимо прочего, в контексте их первоначального восприятия, являясь приятными и волнующими флэшбэками из детства-юности. Обаятельный школьник Марти Макфлай и обладатель безумного взгляда фанатика от науки доктор Эммет Браун всегда будут в числе самых эмблематичных персонажей той поры (это были роли всей жизни для Майкла Дж. Фокса и Кристофера Ллойда, главная удача в их актерских карьерах), герои, за похождениями которых я следил, затаив, где надо, дыхание, и смеясь тоже где надо (сценарий работал как часы), а предваряющий фильм таинственный музыкальный перелив (звуковая дорожка Алана Сильвестри тоже попадала в точку) с магической надписью белым по черному «Стивен Спилберг представляет» был словно соблазнительное приглашение в романтический, полный удивительных приключений мир.
Право же, не полюбить эту историю было невозможно. Горячо поддержанный зрителем (сборы составили $105 млн. при бюджете в 11 млн.), Земекис выпустил не менее профессиональные вторую и третью части, которые имели столь же громкий успех. Это тоже классные работы, и их тоже еще коснусь. Вместо заключения же, особо не парясь, привожу несколько цитат из диалогов фильма.
  
Марти Макфлай. Боже мой, док! Вы дезинтегрировали Эйнштейна!
Эммет Браун. Не волнуйся, ничего я не дезинтегрировал. Молекулярная структура Эйнштейна и машины в полной сохранности.
Марти Макфлай. Но где же, черт возьми, они?
Эммет Браун. Вернее было бы спросить «когда, черт возьми, они?» Эйнштейн стал первым путешественником во времени! Я отправил его в будущее!


Эммет Браун. Который из них твой отец?
Марти Макфлай (показывает на Джорджа Макфлая, над которым издеваются приятели). Вон тот.
Эммет Браун. Слушай, а может быть, тебя усыновили?


Голди Уилсон. Я буду мэром! Я стану самым влиятельным человеком в Хилл-Вэлли! И я очищу этот город.
Лу (бросая Голди швабру). Хорошо. Можешь пока начать с этого пола. 

Эммет Браун (скептически реагируя на объяснения Марти). Тогда скажи мне, мальчик из будущего, кто президент Соединенных Штатов в 1985 году?
Марти Макфлай. Рональд Рейган.
Эммет Браун. Рональд Рейган? Актер?! А кто тогда вице-президент? Джерри Льюис?

Выбегает из помещения.
Эммет Браун. Полагаю, Джин Уаймен - первая леди!
Марти Макфлай. Эй! Подождите док!
Эммет Браун. А Джек Бенни - Секретарь Казначейства!

Марвин Берри (кричит в телефон за кулисами, когда Марти исполняет на сцене Johnny B. Good). Чак! Чак! Это Марвин, твой кузен Марвин Берри. Ты искал новое звучание? Послушай это!
Протягивает трубку в сторону сцены.

Марти Макфлай. Минутку, док, вы хотите сказать, что моя мать втюрилась в меня?
Эммет Браун. Именно.
Марти Макфлай (в ужасе). Ох, ну вот это клево!..
Эммет Браун. Опять это слово - «клево». У вас там что, в будущем, все рыболовы, что ли?
(вариант Андрея Гаврилова, в оригинале: ''Whoa, this is heavy'' -''There's that word again; heavy. Why are things so heavy in the future? Is there a problem with the earth's gravitational pull?'') 

Марти Макфлай. Почему ты меня все время называешь Келвином?
Лорейн Бейтс. Ну, это же твое имя - Келвин Клайн? Оно у тебя везде на нижнем белье написано.


Марти Макфлай. Нам нужно немного плутония.
Эммет Браун. Наверняка в 1985 году плутоний можно купить в любом магазине за углом, но в 1955 его достать несколько трудно.


«НАЗАД В БУДУЩЕЕ» (Back to the Future)
Режиссер
Роберт Земекис
Авторы сценария Роберт Земекис, Боб Гейл
Оператор Дин Канди
Композитор Алан Сильвестри
Художник Лоуренс G. Полл
В ролях: Майкл J. Фокс, Кристофер Ллойд, Криспин Гловер, Лиа Томпсон, Томас F. Уилсон
Universal Pictures, Amblin Entertainment
США, 1985

Фото: «Назад в будущее», кадры
Блогпост № 17 - 22/05/10

Комментариев нет:

Отправить комментарий